(из энциклопедического словаря «Философы России XIXXX столетий» М. «Академический проект». 2001)
Кривцун Олег Александрович, родился 18 февраля 1954 года в г. Москве.
Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1976) и аспирантуру Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова по кафедре эстетики (1979). Кандидатская диссертация «Проблемы художественности в искусстве (из истории немецкой классической эстетики)» защищена в МГУ им. М.В.Ломоносова в 1980 году. Докторская диссертация «Искусство в контексте истории культуры. Эстетический анализ» защищена в МГУ им. М.В.Ломоносова в 1992 году.
Автор свыше 90 научных работ, в том числе 4-х монографий и учебника; ряд из них опубликованы
в Чехии, Польше, США, Германии.
С 1983 работает в отделе эстетики и общей теории искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. Одновременно занимался педагогической деятельностью в ГИТИСе (19841987), МГУ им. М.В.Ломоносова
(19891992); в настоящее время работает профессором Литературного института им. М.Горького и заведует отделом теории искусства и эстетики Института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.
Победитель конкурса 1996 года «Новые книги для высшей школы», проведенного Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса), по результатам которого создал учебник для студентов гуманитарных вузов «Эстетика» (гриф Минобразования РФ 1998 г., к настоящему времени выпущено 5 изданий).
За цикл работ по психологии творчества в исполнительских видах искусств принят в члены Союза театральных деятелей Российской Федерации (1992 г.).
Член ряда докторских советов московских вузов и научных учреждений по специальностям «Эстетика», «История и теория культуры». Член Союза писателей РФ (с 1998 г.). Член Американского эстетического общества (с 1994 г.).
Область научных интересов теория всеобщего художественно-исторического процесса; социокультурные и психологические факторы художественного творчества; статус художника в разных типах обществ; формы влияния искусства на сложение менталитета европейских культур и др.
В исследовательских подходах доминирует междисциплинарный анализ искусства на стыке философии, искусствоведения, культурологии, психологии.
Выдвинул концепцию типологии европейского художественного-исторического процесса; обосновал специфику и нетождественность понятий «художественно-исторический цикл», «художественная эпоха», «культурная эпоха».
Разработал методологию совмещения диахронического и синхронического подходов к анализу художественно-исторического процесса, объединения фактографического и реконструктивного приемов исследования.
На основе изучения механизмов «самодвижения» духовной и художественной культур выступил с идеей чередования относительно устойчивых и переходных культурных эпох, обосновал алгоритмы культуротворческих и культурозависимых возможностей искусства в европейской истории.
Выявил совокупность предпосылок и факторов, воздействующих на изменение статуса художника в истории.
Разработал методологию изучения процессов психической эволюции человека на материале искусства.
Руководитель межинститутского семинара «Теоретические проблемы художественного творчества и языка искусства». |