«Немецкая
классическая эстетика»
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА - период развития немецкой эстетики (конец XVIII-первая половина XIX в.), когда был создан преемственный ряд концепций Канта, Шиллера, Шеллинга и Гегеля, осмыслявших природу искусства и эстетической деятельности человека в рамках всеобъемлющих философских систем. Эстетические учения более поздних этапов уже утрачивают это качество универсализма и всеохватности и обращаются к анализу отдельных аспектов философии искусства.
Внимание к эстетике у каждого из перечисленных мыслителей было вызвано не столько специальным интересом к искусству, сколько стремлением разработать необходимые компоненты, придающие завершенность философской системе. Через оперирование максимально обобщенными понятиями, использование диалектического метода мышления применительно к анализу искусства, Кант, Шиллер, Шеллинг и Гегель смогли вывести обсуждение эстетической проблематики на принципиально новый уровень, поднять теоретическую планку эстетических доказательств и выводов. После немецкой классической эстетики уже нельзя было теоретизировать по поводу искусства так, как это делали, к примеру, представители эстетики классицизма или Просвещения, зачастую сближаясь с беллетристикой, опираясь на философию "здравого смысла".
Достижения немецкой классической эстетики связаны с разработкой идеи самоценности и обоснованием уникальной духовной роли искусства в социальной истории (<искусство как высший принцип человеческой деятельности>). Отсюда и важный тезис, видящий ошибку всех предшествующих эстетических теорий в том, что они искали цель искусства вне самого искусства, т.е. искали его понятие в чём-то другом, чему искусство служит средством. Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их общей теории искусства много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства и прекрасного - "целесообразность без цели" (Кант), "сущность в явлении" (Шиллер), "бесконечное, выраженное в конечном" (Шеллинг). "абсолютная идея в её внешнем инобытии" (Гегель) выражают взгляд на сферу эстетического как уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл этих определений - в трактовке искусства и красоты как некоей целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума. Вместе с тем названные мыслители во весь голос говорят об угрожающих искусству социальных процессах, делающих проблематичной его судьбу как гармоничного духовного мира. Идеализация в искусстве делает его ложным. Типизация замыкает художественное творчество рамками негативных образов и также ведет в тупик. Мысль Гегеля о том, что предметом художественного изображения может быть не всякое содержание, а лишь то, которое мысль фиксирует как сущность обнажила дефицит адекватных мировоззренческих ориентиров; дефицит, всю остроту которого было дано испытать художественному творчеству последующих эпох.
Соч.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.1-4. М.1968-1973; Кант И. Критика способности суждения. // Собр.соч. в шести томах. Т.5. М.1964; Шеллинг Ф.-В.-И. Об отношении изобразительных искусств к природе. //Литературная теория немецкого романтизма. М.1934; Шеллинг Ф.-В.-И. Философия искусства. М.1966; Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. Письма об эстетическом воспитании. //Собр.соч в шести томах. Т.6.М.1959; Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л. 1935.
Лит.: Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.1975; Гулыга А.В. Кант. М.1981; Гулыга А.В. Шеллинг. М.1982; Кривцун О.А. Гегелевская концепция связи красоты и искусства. //Искусство и действительность. М.1979; Кривцун О.А. Конструирование мира искусства в философии Ф.-В.-Й. Шеллинга. // Социально-эстетические проблемы познания искусства. М.1979; Шиллер Ф.П. - Творческий путь Фридриха Шиллера в связи с его эстетикой. М.-Л. 1933. -92. |