«Ортега-и-Гассет»
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega y Gasset) Хосе (9.05.1883, Мадрид, - 18.10.1955, там же) - испанский философ, теоретик искусства, публицист. С началом гражданской войны в Испании (1936) жил во Франции, Португалии, в 1939 - эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 г. вернулся на родину.
Получил известность своими попытками переосмыслить природу западноевропейской культуры, и, прежде всего, философии. Теоретические взгляды О.-и-Г. складывались под влиянием Марбургской школы неокантианства, к которым впоследствии философ относился критически. Основной недостаток творчества представителей немецкой классической философии и, в особенности, Гегеля, О.-и-Г. усматривал в <оптимистическом благодушии>, подпитывавшемся ощущением гарантированности прогресса и проявившемся в торжестве рационально- конструктивного осмысления человека и истории. Подобное воплощение философского самодовольства, по мнению Ортеги, было лишено <подлинной и горькой искренности>, взволнованного духа творчества и потому оставляло за рамками исследования поиски ключа к нашему существованию <столь же загадочному, сколь и ненадежному>. С именем испанского теоретика связана попытка выработать новое понимание философии как особого рода творчества, возможного только в единстве с реальной жизнью человека, а не как собрания готовых истин, которые индивиду предстоит лишь усвоить. Учение мыслителя стало составной частью общей идейной переориентации европейской философии XX века: отразило её антропологическую ориентированность, глубокое внимание к отнологической проблематике. Одной из центральных тем, пронизывающих большинство работ О.-и-Г. (<История как система>, 1935; <Идея начала у Лейбница>, 1947 и др.), стало изучение взаимодействия рациональных и <жизненных> начал в человеке. Жизнь человека - это целостность такого рода, которая неподвластна теоретическому анализу рационального мышления. Для жизни, определяемой философом как <единство драматического динамизма между Я и миром>, характерны незаданность, необусловленность и незавершенность. Исходя из определения жизни как <драмы>, О.-и-Г. разрабатывает принцип ситуационности в анализе человека, ставший основным в инструментарии экзистенциально- феноменологической философии. Отсюда и стремление увидеть жизнь человека в её изначальной реальности (<человек - это то, что с ним произошло>), усилие рассмотреть жизнь очищенной от каких бы то ни было тенденциозных интерпретаций (см. <В поисках Гёте>). Мыслитель критикует рационалистическую философию прежде всего за то, что для неё мир выступает в виде <моделей мира>, в то время как подлинная задача разума состоит в том, чтобы помочь человеку освободиться от внешних абстрактных конструктов, парализующих мышление. Жизнь требует от человека постоянных самостоятельных её интерпретаций, выработки личных убеждений, регулирующих его решения, поведение, всё существование. Необходимо, чтобы эти мнения действительно принадлежали человеку, пробивались сквозь наслоения смыслов, которые социум наложил на те или иные явления мира. Только проделав эту трудную работу, человек начинает ориентироваться в тревогах, заботах и опасностях, рождаемых <неоспоримой очевидностью жизни>.
Жизненная ситуация, когда человек в конце концов может жить и без истины, когда его отношения с истиной - внешние и случайные, описана О.-и-Г. через анализ феномена массовой культуры и массового человека (<Восстание масс>, 1929; <Человек и люди>, 1927). <Архаические черты, живущие в глубине человека, празднуют свою победу в феномене массового искусства. Что ждёт этого человека, какой жизнью ему суждено жить? -Да никакой. Он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жизнь его неумолимо теряет достоверность и становится видимостью. Игрой в жизнь, и притом чужую>, - отмечал философ.
Эстетические исследования О.-и-Г. вдохновляла мысль, что ни один тип художественного видения в истории культуры не может быть понят как вневременная норма искусства. В одной из центральных работ - <Дегуманизация искусства> (1925) - испанский теоретик проводит идею о преходящем характере любых художественных стилей и приёмов, постоянным и абсолютным при этом остается процесс самопознания человека, стремящегося на каждом витке истории рассмотреть себя в более масштабной системе координат. Ортега обосновывает необходимость перевода художественного восприятия с принципа <ближнего видения>, на принцип <дальнего видения>, освобождающего художественные смыслы от прямого взаимодействия с вещами, реальной предметностью и обращающего медитацию реципиента за границы видимого и осознаваемого мира. В конечном счете, убежден Ортега, искусство должно быть озабочено не тем, чтобы хранить и умножать свои языковые накопления, а тем, чтобы используемые им приемы были максимально адекватны глубинным состояниям человека в ту или иную историческую секунду. Творчество О.-и-Г. оказало существенное влияние на новейшие тенденции развития социологии, эстетики, философии культуры; способы осмысления <неклассических> форм художественного творчества.
Соч.: Эстетика. Философия культуры. М.1991; Что такое философия?. М.1991; Философия. Эстетика. Культура. М.1993; Этюды об Испании. Киев. 1994; Веласкес. Гойя. М.1997; Размышления о <Дон Кихоте>. СПб.1997; Избранные трудыМ.1997.
Лит.: .Анишин В.А. Америка и Хосе Ортега-и-Гассет.// <Латинская Америка>; Деревянко Е.В. Неизбежность аристократии духа: учение Х. Ортеги-и-Гассета об общественном идеале.// Социологические исследования. 1992, № 6; Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии Х. О.-и-Г. М.1978; Хайдеггер М. Встречи с Х.Ортегой-и-Гассетом.// Философские науки.1994, № 1-3. |