«Миф
художественный»
МИФ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (от греч. mithos -предание, сказание) - древнейшее сказание, являющееся неосознанно художественным повествованием о важнейших природных и социальных явлениях. Устойчивость и повторяемость воспроизведения мифов в искусстве, выступающих в качестве формообразующих универсалий творчества, обнаруживается как на уровне образно-тематического строя произведения (содержание), так и на уровне способов художественного мышления (форма). Большинство исследователей, изучавших исторические корни мифов (Д.Фрезер, К.Юнг, К.Леви-Стросс, Н.Фрай Ф.Буслаев, А.Веселовский, В.Я.Пропп, Э.Мелетинский) приходили к заключению: продукты фантазии людей разных культур обнаруживают общие черты. В разных этносах, никогда не приходивших в соприкосновение друг с другом, например, в индийских, западноевропейских, русских и латиноамериканских мифах и сказках, обнаруживаются сходные механизмы образования устойчивых символов и сюжетов, сходные типы конфликтов и повествований, лежащие в основе художественных сказаний. и др. Ныне существующие подходы к изучению способов бытия в истории культуры мифологического сознания как особого поэтического "диффузного мышления" чрезвычайно разнообразны, сложны, им посвящен большой массив специальной литературы.
Одним из важных источников, обеспечивающих устойчивую символику мифа как достаточно автономной формы культуры, служит его первородная связь с осмыслением природного мира (явление "символического метафоризма"). Символика, которой наделяется природный мир оказывается аналогичной в разных этнических общностях. К примеру, тучи - всегда символ врага, чуждых сил, и напротив, все связанное с солярными образами (солнца) - олицетворяет положительные силы. бобщая весь массив образного и композиционного строя, стихийно создающегося народным коллективным фантазированием, можно придти к выводу, что в мифе природа мыслится в человеческих понятиях, а человечество - в природных терминах. Это явление и получило название психологического параллелизма или антропоцентризма. "Тощий хребет крадется", "равнина стелется уютно" - таковы всем знакомые примеры наделения природного ландшафта человеческими эмоционально- эстетическими характеристиками.
Исходя из достаточно универсальной форм воображения, на основе изучения большого числа памятников народного творчества можно составить словарь сюжетного и, шире - символического языка мировой литературы. Важно понимать, что, преследуя задачи овладения миром, стремясь подчинить мир себе, осмыслить его, сделать его понятным, человек создает художественное сказание об этом мире в форме рассказа о его происхождении. Причем фабула всегда построена так, чтобы были обеспечены гармонические отношения с миром.
Если мы зададимся целью проанализировать структуру мифа, то обнаружим там множество символов и аллегорий, которые олицетворяют разные соотношения сознательного и бессознательного, что, в итоге, приводит к установлению некоего равновесия в трактовке мира и гармонической развязке. Образы победы над змием, драконом, брака с принцессой, которая прежде была недостижима, образы "злой ведьмы" и т.д. могут быть осмыслены как символы или даже аллегории примирения со своим душевным миром через разные ступени взаимодействия сознательного и бессознательного.
Важно отметить, что те мифы, которые мы фиксируем в древних обществах - это мифы, созданные естественным образом, жизненно важные, постоянно воспроизводимые; однако собственно мифотворчество не исчерпывается этой исторической стадией. Интенсивное развитие мифотворчества обнаруживается и в XYIII, и в XIX, и в XX веках. Уже Возрождение не столько жило в мифе, сколько использовало его; античная мифология там включалась в сложный сплав с христианством, магией, рыцарской легендой, и тем не менее в итоге обладала качеством "исторической принудительности" (Баткин).
Истоки современного мифотворчества восходят к романтикам. Романтики одними из первых заинтересовались художественным потенциалом мифа, его богатыми возможностями как "нелогичной логики", синкретизмом и дискутировали по этому поводу с просветителями. Романтики, фактически, впервые попытались рассмотреть стихийное народное творчество, включая и мифологию, как проявление высшей художественности, отмеченной свежестью и непосредственностью восприятия. Миф у романтиков понимался уже не как нелепый вымысел, плод незрелого ума, а как проявление высшей мудрости, выражение способности древнего человека к целому, синтетическому, незамутненному односторонним аналитическим мышлением восприятию и художественному моделированию мира.
В XX веке используют не только понятие мифа, но и мифологемы. Последняя понимается как мотив мифа, его фрагмент или часть, получающая воспроизведение в поздних фольклорных и литературных произведениях. Мифологема, подобно мифу, расценивается как носитель важного, общечеловеческого содержания. Таким образом, можно видеть, что сегодня миф присутствует в искусстве в разных своих ипостасях. С одной стороны как исторический обусловленный естественный источник художественного творчества, давший ему изначальный толчок, а с другой, как некий трансисторический генератор литературы, наделяющий искусство определенными мифоцентрическими рамками. |
|