«Катарсис»
КАТАРСИС - (греч. katharsis - очищение) - одно из центральных понятий эстетики, служащее для обозначения эффекта художественного удовлетворения как результата восприятия произведения искусства. Понятие катарсиса возникло и получило разработку ещё в античной эстетике. Необходимым условием возникновения катарсиса Платон считал присутствие в художественном переживании противоположных чувств - подавленности и возбуждения. Аристотель видел в катарсисе один из важнейших элементов искусства трагедии. Катарсис, по его мнению, - это <очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию>. Лессинг и более поздние авторы высказывали идеи о том, что посредством катарсиса устраняются и сами негативные аффекты, такие, например, как страх; через переживание катарсиса человек способен <укрепить себя> и обрести новые силы устойчивости.
Подобные идеи о природе катарсиса можно встретить и у мыслителей XIX века, задумывавшихся над острой для этой эпохи проблемой - каков эффект воздействия произведений, являющих средоточие негативных образов реальности? Общий ответ, не раз впоследствии воспроизводившийся и в отечественной эстетике, выразил Шиллер, полагавший, что "настоящая тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание". Вместе с тем, сегодня такое объяснение природы художественного катарсиса является неудовлетворительным, во всяком случае, неполным. История искусств демонстрирует, что в одних случаях художник действительно, преодолевает формой содержание (прием, иногда ведущий к эстетизации порока); в других - он обнаруживает не меньшее умение усиливать формой негативную остроту содержания. Нередки случаи, когда именно отрицательные свойства действительности художник стремится посредством выразительного художественного языка (формы) не уничтожить, а представить явно и осязаемо, полно и выразительно; не внести умиротворение в человека, а заставить его содрогнуться от увиденного. По этой причине сводить механизмы катарсиса только переживанию процесса уничтожения содержания формой не вполне верно. Если эстетика ставит перед собой цель обсуждать вопрос о возможностях социального воздействиях искусства, она принуждена изучать более сложные возможности художественного эффекта, его многофакторные механизмы. Толкование искусства как осуществляющего только функции самосгорания аффектов (Выготский), невольно ограничивает его возможности "терапевтическим" воздействием - умиротворяющим, успокаивающим, гармонизирующим.
Многообразие художественной практики XX века, безусловно, не растворяется в этой функции и требует осмысления природы художественного катарсиса в более сложной системе координат. На это обращали внимание столь разные деятели культуры XX в. как Т.Адорно и В.Шаламов. По их мнению природа катарсиса в определенной степени выступает препятствием на пути активного, острого воздействия искусства на публику, невольно <подрессоривает> любые художественные произведения, повествующие об ужасах гуманитарных катастроф, страданиях людей. Происходит это потому, что необходимым условием возникновения художественного катарсиса является ощущение собственной безопасности. <Есть какая-то неправда в том, что страдание становится предметом искусства>, - отмечал в этой связи В.Шаламов. Междисциплинарные исследования природы катарсиса в настоящее время ведутся психологами, искусствоведами, философами.
Лит.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. М1984; Выготский Л.С.Психология искусства. М.1968; Кривцун О.А. Психология художественного восприятия.// Кривцун О.А. Эстетика. М.1998; Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.1972. |